ЕСЛИ
РЕБЕНОК - КЛОУН
Дети-клоуны,
дети-шуты - редко какой детский коллектив обходится без них. Что же делать и
как правильно построить взаимоотношения с ребенком?
* Многим детям помогает превентивное внимание.
Если вы знаете, что в коллективе есть ребенок, который обязательно начнет
"тянуть одеяло на себя", прямо в начале урока/занятия/собрания/мероприятия
(объяснения новой темы, опроса) уделите ему минуту персонального пристального
внимания. Спросите о чем-нибудь, похвалите за помощь, внешний вид, прошлые
успехи, поинтересуйтесь его мнением, просто подойдите и постойте рядом,
прикоснитесь, посмотрите в глаза. Это очень рентабельная трата времени, потому
что в большинстве случаев этой минутной "порции" бывает достаточно,
чтобы следующие 15-20 минут ребенок мог нормально работать и не портить вам
нервы. Кроме того, он получает важный опыт, что внимание взрослого вовсе не
обязательно "выцыганивать" - вы и так о нем помните и хорошо к нему
относитесь.
* Иногда очень хорошо срабатывает "тайный
уговор": выберите момент и поговорите с ребенком о том, как вам мешают его
постоянные выходки, как вы от этого устаете и расстраиваетесь, что остальные
дети могут чего-то недопонять, не разобраться. Обычно ребята такого типа вовсе
не злые, они очень живо и сочувственно реагируют на ваши жалобы и искренне
хотят исправить свое поведение - только не могут ничего с собой поделать.
Договоритесь, что вы не будете против безобидных шуток, разряжающих обстановку,
но как только ученик начинает вам по-настоящему мешать, вы подаете ему условный
знак, смысл которого: "Остановись, это уже слишком!". Это может быть
особый жест, взгляд, слово. Ребенку, нуждающемуся в особом внимании, очень
важно и приятно, что он становится "избранным", доверенным лицом,
хранителем секрета. Ваш условный знак (который займет у вас не более 5 секунд)
для него есть та самая необходимая порция внимания, "доза", глоток
воздуха, который позволит справиться с собой и вести себя приемлемо.
* Если сдерживающие усилия не помогают,
постарайтесь, чтобы ваши "карательные меры" не подкрепляли
истерическое поведение, а наказание не превращалось в театр одного актера.
Можно до конца урока/занятия/собрания/мероприятия (объяснения новой темы,
опроса) отсадить ребенка на стул,
стоящий так, чтобы остальные дети его не видели, можно задать дополнительное
письменное задание - чтобы головы не мог поднять. Важно избежать долгого
спектакля: "Выйди!" - "Нет, а что я сделал?", и так пять
раз по кругу, поэтому лучше сразу молча вывести. Не уделяйте выходкам ребенка
много внимания. Быстро, кратко, решительно, безэмоционально пресекайте
безобразие, стараясь не прерывать хода урока - и все.
* Не создавайте для такого "обаяшки"
режим попустительства. Не нужно подкреплять его пагубную жизненную стратегию.
Как бы высокохудожественно он ни раскаивался и как бы умилительно ни улыбался,
твердо держите свою линию: правила одни для всех, и тебе придется им следовать:
к тебе я хорошо отношусь, но твое поведение терпеть не буду.
* Когда ребенок ведет себя хорошо (или
хотя бы приемлемо), обязательно найдите возможность посмотреть на него,
улыбнуться, поговорить. Важно разрушить в его голове неправильную связь
"паясничаю - получаю внимание, сижу смирно - меня как будто бы нет" и
заменить ее другой: "паясничаю - оказываюсь в изоляции, веду себя хорошо -
получаю внимание и признательность".
|