СУДЬБЫ... ЛЮДИ... ЖИЗНЬ...

Главная | Регистрация | Вход
Понедельник, 06.05.2024, 07:49
Приветствую Вас Гость | RSS
РЕАЛИЗУЮ АBТОРСКИЕ ПОСОБИЯ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОBОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ И BЗРОСЛЫХ, РАЗРАБОТКИ, ПОДБОРКИ НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА, ПАКЕТЫ РАБОЧИХ МАТЕРИАЛОB ДЛЯ ПЕДАГОГОB И ПСИХОЛОГОB и МНОГОЕ ДРУГОЕ. BОПРОСЫ И ЗАЯBКИ ПО ЛЕКТРОНОМУ АДРЕСУ НА ГЛАBНОЙ СТРАНИЦЕ.
Меню сайта

10 истин, которые вдохновляют 10 секретоB борьбы со стрессом Bаши реакции на экстремальное стрессовое событие Bиды насилия и их последствия Агрессивное поведение дошкольников Азия и суициды Алгоритм решения конфликтной ситуации Американская статистика самоубийств Вас прибрали к рукам? Верно ли говорят? Взрослые и детская агрессивность Гендерные особенности воспитания детей Депреессия - черная полоса в жизни. Как ее пережить? Дети и родители: моменты семейного воспитания ДЕТИ И ТЕЛЕВИЗОР
Психологам, педагогам
Персональный сайт учителя начальных классов Бозиной Надежды Николаевны
  Документы анимашки :: аватары :: мишки teddy :: pixel art 
 и множество других чудес в Стране Фантазий :)
сайт Абрамовой Е.И.
Форум в помощь оформлению школы и детских садов anstars.ru - Учительский портал - 
 Методические пособия, документы, презентации. Классные часы. Коллекция сценариев - более 1000 Школьные песни - переделки. Каталог учительских сайтов. Анимации и шаблоны для PowerPoint. Презентации. Учитель-Учителю Методсовет Белый каталог сайтов
Школьный мир. Сайт учителя начальных классов Порошук Ирины Владимировны
Юридические консультации
Юридическая компания КРИСТАЛЛ - помощь профессиональных юристов Бесплатные Юридические Консультации Ксении Проконовой Качай Права

-

Семейные отношения несовершеннолетних осужденных: дети и родители

Объектом  исследования являются семейные отношения несовершеннолетних осужденных, предметом − эмоциональное отношение детей к родителям в семейных системах несовершеннолетних осужденных без лишения свободы.

Гипотеза исследования заключается в том, что нарушение баланса в семьях несовершеннолетних осужденных является криминогенным фактором. Семьи осужденных будут отличаться от семей правопослушных юношей по уровню вовлеченности детей в дела старших поколений (нарушение вертикального баланса).

Методологической основой исследования стал системно-феноменологический подход Берта Хеллингера [3; 4; 8; 9], в котором делинквентное поведение несовершеннолетних рассматривается как вторичная или третичная компенсация системы, а также криминологическая теория воссоединяющего стыда Джона Брейтуэйта [1].

Системно-феноменологический подход Берта Хеллингера – это синтетический подход, предполагающий гибкое включение в процесс психокоррекционной работы практических технологий и теоретических толкований, принадлежащих различным психологическим школам.

Базовой основой работы является положение, что всякая семья – это определенная саморегулирующаяся система, которая формируется в течение определенного времени в результате взаимодействия между людьми, входящими в нее. Процесс семейного самоуправления осуществляется в соответствии с правилами, сформированными методом проб и ошибок в течение некоторого периода времени. Через «пробы и ошибки» этих взаимодействий выясняется, что позволено и что не позволено в отношениях, пока, в конце концов, группа не превращается в системную целостность, скрепляемую своими уникальными правилами. Эти правила касаются взаимодействий, осуществляемых в семье и выполняющих функцию коммуникации как на вербальном, так и на невербальном уровнях.

По утверждению Б. Хеллингера, нормально функционирующая семейная система отличается тем, что родители ЛЮБЯТ своих детей (причем мать безусловно, а отец условно), а дети УВАЖАЮТ, ЛЮБЯТ, ГОРДЯТСЯ родителями и БЛАГОДАРЯТ их.

Джон Брейтуэйт, изучая статистику преступности в разных этносах и параллельно знакомясь с этнографическими исследованиями менталитета, обратил внимание, что уровень преступности ниже там и тогда, где и когда шире распространено чувство стыда. Распространенность этого чувства среди тех или иных этносов Д. Брейтуэйт связывает с укорененностью в их менталитетах двух свойств: коммунитарности и взаимозависимости.

Коммунитарность – это вся совокупность взаимозависимостей. Взаимозависимость, в свою очередь, не обязательно предполагает чувства общности, взаимопомощи и поддержки: о взаимозависимости можно говорить и при характеристике отношений между судьей и обвиняемым. «Таким образом, для того чтобы общество было коммунитарным, плотно переплетенная ткань взаимозависимостей должна обладать особым видом значимости для населения. Взаимозависимости должны представлять собой отношения привязанности, порождающие личные обязательства перед данным сообществом. Они должны восприниматься не как отношения взаимовыгодного обмена, но как своего рода выражение чувства долга перед группой. Коммунитарность, таким образом, является полной противоположностью индивидуалистическому началу».

Основные постулаты теории воссоединяющего стыда можно представить в следующих тезисах.

  1. Уровень преступности в обществе тем ниже, чем выше в нем распространено чувство стыда.
  2. Внушение чувства стыда происходит легче в тех обществах, в которых ярче выражены коммунитарность и взаимозависимость.
  3. Неодобрение, как правило, неэффективно, если его выражает чужой для наказываемого человек. Другими словами, репутация с точки зрения близких знакомых имеет для людей большее значение в сравнении с мнением или действиями чиновников уголовного правосудия.
  4. Особо действенным оказывается такое неодобрение, которое высказывается в рамках уважительного отношения к провинившемуся.
  5. «Контроль над преступностью наиболее эффективен в том случае, когда эту задачу реализуют в первую очередь члены сообщества, пытаясь воздействовать на преступника, – устыдить его, а затем всесторонне участвуя в его реинтеграции в местное законопослушное общество. Низкий уровень преступности наблюдается в тех обществах, где люди не стремятся "заниматься каждый своим делом", где терпимость к поведенческим отклонениям имеет определенные пределы и где местное сообщество предпочитает самостоятельно решать свои проблемы с преступностью, а не взваливать их на профессионалов».

Суть действия чувства воссоединяющего стыда, как оно переживается индивидом, нарушившим некую моральную норму и теперь укоряемым, чтобы быть вновь принятым в социум, отражена в афоризме Пола Куртца: «...Любить других – не значит желать, чтобы они хотели того же, что и мы, а уметь хотеть того, чего хотят они сами». Когда человек стыдится своего поступка, он начинает сожалеть о нем и думать о нем так же, как думают окружающие. В дальнейшем в аналогичных ситуациях такой человек, прежде чем совершить поступок, представит сначала, как отреагирует на него общество. Иными словами, человек, прошедший через горнило чувства стыда, сумеет в будущем хотеть от себя того, чего хотят от него другие. А по определению П. Куртца, это и есть истинная любовь.

Таким образом, как мы видим, чувство стыда во многом родственно чувству любви. Действие чувства стыда тем эффективнее, чем выше в семейных системах чувство уважения и любви ребенка к родителям.

В исследовании использовался разработанный авторами статьи опросник «Качество семейных отношений» (авторы С. Д. Хачатурян, С. А. Худоконенко). Данный опросник разработан в контексте системно-феноменологической концепции Берта Хеллингера.

Авторы выделяют два уровня связей в семейных отношениях.

Первый – вертикальная связь. К ним относятся отношения детей и родителей, детей и бабушек-дедушек, детей и братьев и сестер одних родителей. Это межпоколенческие связи.

Второй уровень – горизонтальные связи. Это отношения супругов и отношения братьев и сестер.

Косвенным фактором, позволяющим судить о качестве связи, является эмоциональное отношение друг к другу. В опроснике используются 2 шкалы: «эмоции к нему» и «его эмоции ко мне».

Шкала опросника «эмоции к нему» предполагает, что испытуемому нужно выбрать несколько ответов из предложенных, которые характеризуют его эмоциональное отношение к члену семьи:

  1. Я люблю.
  2. Я уважаю.
  3. Я горжусь им.
  4. Я злюсь.
  5. Я виноват перед ним.
  6. Мне стыдно перед ним.
  7. Я боюсь его.
  8. Мне жалко его.
  9. Я обижен на него.
  10. Я ненавижу его.
  11. Мне все равно – ничего не чувствую.

Шкала теста «его эмоции ко мне» предполагает, что испытуемому нужно выбрать несколько ответов из предложенных, которые характеризуют эмоциональное отношение члена семьи к испытуемому:

  1. Он любит меня.
  2. Он уважает.
  3. Он гордится мной.
  4. Он злится на меня.
  5. Он виноват передо мной.
  6. Ему стыдно передо мной.
  7. Он боится меня.
  8. Ему жалко меня.
  9. Он обижен на меня.
  10. Он ненавидит меня.
  11. Ему все равно – ничего не чувствует ко мне.

Чувства ребенка к родителю могут включать 1, 2, 3, 5, 6, 7.

Чувства родителя к ребенку могут включать 1, 3, 4, 8, 9.

Чувства равных партнеров могут включать 1, 2, 3, 4, 5, 7, 9, 10.

В исследовании приняли участие 44 несовершеннолетних осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях УФСИН России по Владимирской области. 30 правопослушных студентов вузов г. Владимира (возраст 18−22 года), составили контрольную группу. Контрольная группа формировалась в случайном порядке по двум признакам: мужской пол, возраст от 18 до 22 лет.

Социально-демографический портрет выборки осужденных

Возраст осужденных от 16 до 20 лет. Все – мужчины. Из них 16-летние – 5 (11 %), 17-летние – 17 (39 %), 18-летние – 19 (43 %), 19-летние – 1 (2 %) и 20-летние – 2 (5 %).

Все подростки осуждены условно с испытательными сроками от 1 года до 3 лет по статьям 111 УК РФ («Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью») – 3 человека (7 %), 112 УК РФ («Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью») – 1 человек (2 %), 158 УК РФ («Кража») – 16 человек (36 %), 161 УК РФ («Грабеж») – 12 человек (27 %), 162 УК РФ («Разбой») – 2 человека (5 %), 166 УК РФ («Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения») – 8 человек (18 %), 264 УК РФ («Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств») – 2 человека (5 %). Многие преступления совершены в группе. Во время испытательного срока нарушений выявлено не было, что говорит об отсутствии явно выраженных криминогенных черт личности.

Состав семьи осужденных

Только 17 осужденных проживают в полных семьях – (38 %), из них пятеро − с отчимом или мачехой (11 %). 27 осужденных проживают в семьях, где нет или отца или матери (61 %). У двоих осужденных родителей нет совсем (2 %). Двенадцать человек осужденных проживают еще с одним или несколькими родственниками отца или матери (дяди, тети, дедушки и бабушки) – (27 %), и 18 человек имеют братьев или сестер (41 %).

По результатам кластерного анализа группа осужденных разделилась на 2 кластера (одинаковые по числу респондентов – по 22 человека). В дальнейшем мы будем учитывать эти группы при анализе нарушения баланса между детьми и родителями в семьях осужденных.

Анализ данных, полученных по шкале «эмоции» опросника «Качество семейных отношений»

В контрольной группе присутствуют позитивные эмоции в адрес отца. Эта же динамика присутствует в группе первого кластера (при снижении показателей), а в группе второго кластера эмоции в адрес отца практически отсутствуют.

Таблица 1

Эмоциональное отношение к отцу (%)

Эмоции

Контрольная группа

Экспериментальная группа

первый кластер

второй кластер

Любовь

77

36

5

Уважение

83

68

14

Гордость

67

23

0

Злость

3

0

9

Вина

13

5

9

Стыд

3

5

9

Страх

3

0

0

Жалость

7

14

0

Обида

3

0

0

Ненависть

3

0

0 %

Отсутствие эмоций

0

9

18

В контрольной группе на высоком уровне проявляются и любовь, и уважение к отцу, и гордость ребенка за него. А в группах осужденных ситуация выглядит иначе. Во второй группе, где отец отсутствует, чувства к нему практически не выражены. А вот в первой, где на высоком уровне выражено уважение, ни любви, ни гордости за отца нет. 14 % осужденных этой группы заявили о чувстве жалости к отцу, что прямо свидетельствует о смене ребенком роли в семье.

Во второй группе 9 % указывают злость на отца.

Отдельно выделим значение триады эмоций – любовь, уважение и гордость.


Таблица 2

Частота проявлений любви, уважения и гордости (%)

Эмоции

Контрольная группа

 

Экспериментальная группа

первый кластер

второй кластер

Любовь, уважение, гордость

76

42

6

Таблица 3

Эмоциональное отношение к матери (%)

Эмоции

Контрольная группа

Экспериментальная группа

первый кластер

второй кластер

Любовь

90

68

64

Уважение

77

18

27

Гордость

73

9

18

Злость

0

5

14

Вина

13

0

23

Стыд

0

5

14

Страх

0

0

0

Жалость

7

0

23

Обида

0

0

5

Ненависть

0

0

5

Отсутствие эмоций

0

5

9

В контрольной группе на высоком уровне проявляется и любовь, и уважение ребенка к матери, и гордость за нее.

В группах осужденных ситуация выглядит иначе. Любовь к матери во всех группах на высоком уровне. А вот уважение и гордость отсутствуют. «Любят, но не уважают своих матерей», − такой вывод можно сделать про осужденных. Во второй группе, где отец отсутствует, четверть осужденных заявили о чувстве жалости к матери, что прямо свидетельствует о смене ребенком роли в семье.

Отдельно выделим значение триады эмоций – любовь, уважение и гордость.

Таблица 4

Частота проявлений любви, уважения к матери и гордости за нее (%)

Эмоции

Контрольная группа

Экспериментальная группа

первый кластер

второй кластер

Любовь, уважение, гордость

80

32

36

Остановимся теперь на анализе эмоциональных отношений ребенка к родителям родителей (бабушкам и дедушкам).

Таблица 5

Эмоциональное отношение к бабушке по линии матери (%)

Эмоции

Контрольная группа

Экспериментальная группа

первый кластер

второй кластер

Любовь

57

32

41

Уважение

53

14

27

Гордость

30

0

14

Злость

0

0

0

Вина

0

0

9

Стыд

0

0

9

Страх

0

0

0

Жалость

3

0

14

Обида

0

0

5

Ненависть

0

0

0

Отсутствие эмоций

0

0

5


В отличие от контрольной группы, данные экспериментальных групп ниже.

Во второй группе, где осужденные часто проживают с бабушкой, явно выражено и чувство жалости к ней. Ребенок живет с мамой и бабушкой и «жалеет» и ту и другую.


Таблица 6

Частота проявлений любви, уважения к бабушке по матери и гордости за нее (%)

Эмоции

Контрольная группа

 

Экспериментальная группа

первый кластер

второй кластер

Любовь, уважение, гордость

47

15

27

Общие данные по трем чувствам явно показывают различия между контрольной и экспериментальными группами. В три раза по сравнению с первой и в два раза по сравнению со второй экспериментальной группой выше показатели по данной триаде у представителей контрольной группы.

Таблица 7

Эмоциональное отношение к бабушке по линии отца (%)

Эмоции

Контрольная группа

Экспериментальная группа

первый кластер

второй кластер

Любовь

47

41

5

Уважение

53

23

0

Гордость

27

5

0

Злость

0

0

0

Вина

3

0

0

Стыд

0

0

0

Страх

0

0

0

Жалость

3

9

0

Обида

3

0

0

Ненависть

3

0

0

Отсутствие эмоций

0

0

9

Во второй группе, где отец отсутствует, отсутствуют и чувства к его родителям. Эти отношения практически не существуют для несовершеннолетних осужденных.

Но и в первой группе, где осужденные проживают с отцом, показатели уважения и гордости значительно ниже: 9 % осужденных испытывают жалость к этой бабушке.

Таблица 8

Частота проявлений любви, уважения к бабушке по отцу и гордости за нее (%)

Эмоции

Контрольная группа

Экспериментальная группа

первый кластер

второй кластер

Любовь, уважение, гордость

42

23

2

Таблица 9

Эмоциональное отношение к дедушке по линии матери (%)

Эмоции

Контрольная группа

 

Экспериментальная группа

 

первый кластер

второй кластер

Любовь

27

5

18

Уважение

40

14

9

Гордость

23

5

5

Злость

 

0

0

Вина

3

0

0

Стыд

3

0

0

Страх

0

0

0

Жалость

3

5

0

Обида

0

0

0

Ненависть

0

0

0

Отсутствие эмоций

0

0

5

Практически можно говорить об отсутствии уважения к мужчинам в экспериментальных группах (это относится и к отцу, и дедушкам).


Таблица 10

Частота проявлений любви, уважения к дедушке по матери и гордости за него (%)

Эмоции

Контрольная группа

Экспериментальная группа

первый кластер

второй кластер

Любовь, уважение, гордость

30

10

11

Таблица 11

Эмоциональное отношение к дедушке по линии отца (%)

Эмоции

Контрольная группа

 

Экспериментальная группа

 

первый кластер

второй кластер

Любовь

30

5

0

Уважение

33

0

5

Гордость

20

0

0

Злость

0

0

0

Вина

0

0

0

Стыд

3

0

0

Страх

0

0

0

Жалость

0

0

0

Обида

7

5

5

Ненависть

3

0

0

Отсутствие эмоций

0

0

18

Отношение с дедушкой по линии отца еще сложнее, чем с дедушкой по линии матери. В обеих экспериментальных группах испытуемые не высказывают никаких эмоций в адрес этого человека.

Еще раз укажем на вывод об отсутствии уважения к мужчинам в экспериментальных группах (это относится и к отцу, и дедушкам).


Таблица 12

Частота проявлений любви, уважения к дедушке по отцу и гордости за него (%)

Эмоции

Контрольная группа

 Экспериментальная группа

первый кластер

второй кластер

Любовь, уважение, гордость

28

 2

2

Рассмотрим теперь проявление отдельных чувств ко всем членам семьи. Начнем с обнаруженной нами значимости триады – любовь, уважение, гордость.

Таблица 13

Частота проявления любви, уважения к разным членам семьи и гордости за них (%)

Эмоции

Контрольная группа

 

Экспериментальная группа

первый кластер

второй кластер

Отец

76

42

6

Мать

80

32

36

Бабушка (матери)

47

15

27

Бабушка (отца)

42

23

2

Дедушка (матери)

30

10

11

Дедушка (отца)

28

2

2

В результате усреднения оценок можно увидеть, что в контрольной группе любовь, уважение и гордость испытываются участниками группы практически ко всем основным фигурам «большой семьи» (рис. 1).

В группе первого кластера эта триада чувств направлена только на маму, отца и бабушку по линии отца. А в группе второго кластера – только на маму и бабушку по линии матери.

Эта же тенденция явно прослеживается при анализе проявления любви участниками опроса.


Анализ данных, полученных по шкале «эмоции» опросника «Качество семейных отношений»

Рис. 1. Частота проявления любви, уважения и гордости к разным членам семьи

Таблица 14

Частота проявления любви к разным членам семьи (%)

Эмоции

Контрольная группа

 

Экспериментальная группа

первый кластер

второй кластер

Отец

77

36

5

Мать

90

68

64

Бабушка (матери)

57

32

41

Бабушка (отца)

47

41

5

Дедушка (матери)

27

5

18

Дедушка (отца)

30

5

0

Наиболее существенными различия становятся при анализе количества указаний на уважение к членам семьи (рис. 2). В контрольной группе практически все члены большой семьи пользуются уважением участников опроса. В группе первого кластера осужденных в качестве уважаемой фигуры выделяется только отец. В группе второго кластера нет фигур, пользующихся уважением (мать и бабушка по линии мамы любимы, но не уважаемы).


 

Таблица 15

Частота проявления уважения к разным членам семьи (%)

Эмоции

Контрольная группа

 

Экспериментальная группа

 

первый кластер

второй кластер

Отец

83

68

14

Мать

77

18

27

Бабушка (матери)

53

14

27

Бабушка (отца)

53

23

0

Дедушка (матери)

40

14

9

Дедушка (отца)

33

0

5

Анализ данных, полученных по шкале «эмоции» опросника «Качество семейных отношений»

Рис. 2. Частота проявления уважения к разным членам семьи

И если в контрольной группе участники гордятся своими родителями и другими членами семьи, то в экспериментальной группе практически нет членов семьи, которые вызывали бы у участников гордость.


 

Таблица 16

Частота проявления гордости за разных членов семьи (%)

Эмоции

Контрольная группа

Экспериментальная группа

первый кластер

второй кластер

Отец

67

23

0

Мать

73

9

18

Бабушка (матери)

30

0

14

Бабушка (отца)

27

5

0

Дедушка (матери)

23

5

5

Дедушка (отца)

20

0

0

Анализ данных, полученных по шкале «эмоции» опросника «Каче

РАЗBИBАЕМСЯ, ИГРАЕМ, УЧИМСЯ
Раннее развитие детей. Сайт Лены Даниловой Детский сайт для мам и пап Малышам инфо Playroom - детская игровая комната  all-about-child.com Babysaratov.ru Все для детей Нафаня - сайт для родителей и их малышей Непоседы - сайт для детей и их родителей, чем занять ребенка.


КОЖУХОBА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕBНА © ntshustuzhanina@rambler.ru Skype