КАК РАБОТАТЬ НАД РЕФЕРАТОМ
I. Работа над рефератом начинается с выбора темы.
Выбирая тему, задай сам себе следующие вопросы:
1. Действительно ли
мне это интересно?
2. Какую
практическую пользу мне принесет данная работа (кроме положительной оценки)?
Если тема тебя
действительно интересует, ты хорошо понимаешь значимость для тебя данной
работы, сообщи о своем выборе учителю.
II. Теперь тебе предстоит четко сформулировать цель
работы.
III. Следующий очень важный этап работы над рефератом – составление
плана, в котором тобой будут определены все его части, включая вводную и
заключительную.
IV. Теперь тебе необходимо начать сбор информации.
Первое, что необходимо сделать, – это посоветоваться с учителем, где и какую
информацию по выбранной тобой теме можно получить. Скорее всего, учитель
поможет тебе составить ориентировочный список литературы для работы над
рефератом.
V. Покажи свой список родителям: возможно, какие-то книги
и материалы есть у вас дома. В любом случае тебе необходимо будет отправиться в
библиотеку и медиатеку.
VI. Когда у тебя будет собрана вся необходимая для
составления реферата информация, приступай к ее изучению. Хорошо, если
ты уже умеешь пользоваться компьютером (в противном случае тебе понадобится
черновик). Получая необходимые сведения по выбранной теме из различных
источников, записывай их в компьютер или на черновик.
VII. Систематизируй полученную информацию в
соответствии с ранее составленным планом, делая собственные выводы и заключения
по каждому разделу (параграфу, части) твоей работы.
VIII. В заключительной части тебе необходимо обобщить
все вышесказанное, вернувшись к цели работы.
IX. Как оформить реферат, подробно расскажет
учитель, мы дадим лишь несколько общих рекомендаций:
1. Титульный лист
должен содержать название, фамилию и имя ученика, класс, номер школы, учебный
год.
2. Хорошо, если ты
сумеешь набрать работу на компьютере и распечатать.
3. Введение, разделы
(параграфы) и заключение должны быть выделены (заголовками, красной строкой,
полужирным шрифтом и т. д.)
4. Если ты хочешь
проиллюстрировать свою работу рисунками, схемами, фотографиями и др., помести
их в конце в качестве пронумерованных приложений (в тексте в соответствующем
месте в скобках укажи номер приложения).
5. В конце работы не
забудь поместить список используемой литературы. По каждому произведению укажи:
Ф.И.О. автора, название книги, издательство, год издания.
КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ
Приступать к работе над сочинением по литературному
произведению можно только после его внимательного (лучше неоднократного)
прочтения.
1. Выбор темы сочинения зависит от твоих симпатий,
вкусов, отношения к героям произведения.
2. План сочинения должен включать в себя 3 пункта:
вступление, основную часть и заключение.
3. Во вступлении ты можешь обосновать выбор темы,
обозначить проблемы (в форме вопросов или утверждений), которые тебе предстоит
раскрыть в основной части сочинения. В заключении необходимо сделать выводы,
ответить на те вопросы, которые ты сформулировал во вступлении.
4. Если ты решил выбрать эпиграф к своему сочинению,
помни, что эпиграф – это краткое изречение, взятое из литературных источников,
отражающее ведущую мысль, характер темы.
5. Чтобы подтвердить свои мысли, используй краткие,
точные и дословные выдержки из текста – цитаты.
6. Об особенностях сочинений разных жанров (сочинение-размышление,
эссе, анализ поэтического произведения и т. д.) расскажет учитель. Не
стесняйся задавать ему вопросы!
7. Твоя письменная речь (как и
устная) должна быть связной, а это значит, что каждое следующее предложение
должно продолжать мысль, изложенную в предыдущем.
СЕКРЕТЫ УСПЕХА
НА УРОКЕ
1. Подготовить все
необходимое для урока до звонка.
2. Не отвлекаться,
сосредоточиться на задании.
3. Не выкрикивать с
места, поднимать руку.
4. Не жевать на уроке.
5. Не болтать с
соседом по парте.
6. Не списывать.
7. Подготавливать свой
ответ.
8. Соблюдать правила
этикета.
9. Сидеть ровно.
10. Выключать
мобильные телефоны.
11. «Перерабатывать»
информацию.
Готовясь к ответу на
уроке:
1. Припомни содержание
материала.
2. Подумай или запиши
план ответа.
3. Выдели самое
главное в теме, при ответе сконцентрируй на этом внимание.
4. Каждое положение
обязательно доказывай, приводи примеры, но коротко и ясно.
5. Обязательно делай
обобщения и выводы из сказанного.
6. При необходимости
пользуйся таблицами, схемами, пособиями, моделями.
7.
Если твой ответ требует доказательства экспериментом, подготовь заранее все
необходимое. РАБОТА С КНИГОЙ
(Работа с текстом,
пересказ, подготовка к изложению)
1. Выбери материал в
книге по нужной тебе теме.
2. Прочитай
внимательно текст.
3. Постарайся
сформулировать основную мысль прочитанного, ответив на вопрос: О ЧЕМ ТЕКСТ?
Ответ на вопрос постарайся сформулировать одним предложением.
4. Придумай свое
название к данному тексту в соответствии с его основной мыслью.
5. Прочитай текст
второй раз и составь краткий план прочитанного по схеме.
6. Перескажи
прочитанное, пользуясь составленным планом.
7. Обрати внимание на
правила, определения, термины, даты, которые необходимо выучить наизусть.
Выпиши их. Произнеси вслух не менее 3 раз. Постарайся воспроизвести выученное
устно и письменно через некоторое время.
8. Проверь себя, пересказав
текст кому-нибудь и восстановив по памяти план на черновике.
9. Можешь составить
опорный конспект.
Работая над текстом
подобным образом, ты сможешь хорошо подготовиться к изложению. Подготовка
к изложению вряд ли потребует от тебя заучивания каких-то фактов наизусть:
содержание прочитанного тебе следует передать своими словами.
Схема
О чем я прочитал? ________________________________________
_________________________________________________________
Название, которое я
подобрал к этому тексту: ____________________________________________________________________________
План пересказа
Вступление___________________________________
Основная часть:
1_______________________________________________________
2________________________________________________________
3________________________________________________________
4________________________________________________________
Заключение________________________________________________________________________________________________________
Что я должен выучить
наизусть:
_________________________________________________________
КАК УЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ
1. Желательно учить стихотворение в течение нескольких
дней.
2. Прочитай стихотворение. Какие чувства оно у тебя
пробудило? Постарайся представить то, о чем пишет автор.
3. Прочитай стихотворение еще 2–3 раза и воспроизведи
его по памяти целиком (можно заглядывать в книгу).
4. Обрати внимание на те места, которые хуже
запоминаются. Можешь обозначить их ключевыми словами или схематичными рисунками
на листке бумаги, который будет у тебя перед глазами.
5. Если стихотворение трудное, учи его по строкам:
первую, затем первую и вторую; первую, вторую и третью и т. д.
6. Отложи книгу. Повтори стихотворение вечером, хорошо
отдохнув после выполнения домашней работы.
7. Каждый день выразительно рассказывай стихотворение
1–2 раза кому-нибудь из друзей или родителям.
8. Повтори стихотворение утром перед
выходом в школу в тот день, когда будешь рассказывать его в классе.
КАК УПРАВЛЯТЬ СВОИМИ ИНТЕРЕСАМИ
1. Цели, которые мы ставим
перед собой, должны быть достижимыми.
2. Что происходит, когда
нам предстоит взяться за скучную работу? Мы заранее знаем, что она скучна.
Действует установка, например, как в цирке. Клоун только вышел, а
мы уже смеемся. Потому что у нас установка на веселье. Однако установку можно
изменить по собственной воле. Если вообразить, что это будет интересно, то
внутренне настроишься на интересную работу, а это как раз и нужно на первых
порах.
3. Одной установки мало.
Надо приложить чуть-чуть старания (после психологической подготовки сделать это
легче) и выполнить работу более тщательно, чем всегда. Потому что тщательность
– основной источник увлечения работой. Если внимание не сосредоточено полностью
на работе, она покажется скучной, т. к. интерес – это и есть сосредоточение
внимания.
4. Сколько времени надо
работать, чтобы сформировался интерес? Теоретически даже один поступок может
стать основой полезной привычки. Но не всегда. Некоторые психологи на основании
наблюдений утверждают, что для образования привычки нужно три недели. Вернее
всего, опыт по формированию у себя интереса необходимо продолжать до первого
успеха и дальше.
5. Интересы и склонности
проявляются и формируются только в работе. Поэтому не ждите, когда проявится
интерес, а активнее включайтесь в разнообразную деятельность. Только так можно
выявить и сформировать интересы и склонности. Если интересы и склонности
связываются с жизненными планами, то они переходят в профессиональные. И это,
конечно, хорошо.
РАБОТА С ТЕТРАДЬЮ
Задумывался ли ты когда-нибудь о назначении тетради? Для чего она
нужна? В тетради ученики выполняют классные и домашние задания; учитель,
проверяя тетради, выставляет оценки; в тетради фиксируется самое важное по теме
урока и т. д. Конечно, тетрадь необходимо правильно оформить и вести ее в
соответствии с требованиями учителя. "Это мне все известно и понятно”, –
ответишь ты и будешь, конечно, прав. Нам бы хотелось вернуться к тем
замечательным словам, которые написали о тетради ученики 6 класса: "Люби тетрадь,
и она тебе поможет”. Действительно, хорошо оформленная, аккуратная тетрадь не
только подскажет тебе на уроке и дома, но и поддержит, повысит настроение в
трудную минуту. Просматривая свою тетрадь, ты восстановишь в памяти весь
пройденный материал; еще раз обратишь внимание на свои ошибки с тем, чтобы их
больше не делать... Относись к своей тетради, как к другу, и она ответит тебе
тем же! Может, тебе пригодятся советы учеников 5 и 6 классов по оформлению,
ведению и использованию тетради?
1. Оформление тетради:
– оберни тетрадь (используй
для этого специальную обложку), аккуратно подпиши ее;
– записи производи синей ручкой, а темы выделяй зеленой (если
учитель не предъявляет других требований);
– оформляй все работы в соответствии с требованиями учителя.
2. Ведение тетради:
– выполняй все работы (в том числе рисунки, схемы) аккуратно;
– не рисуй и не записывай в тетради лишнего (не касающегося темы
урока);
– не мни тетрадь;
– пиши аккуратно, разборчиво;
– не пачкай тетрадь;
– не стирай ручку резинкой;
– записывай правила и все самое важное по теме урока.
Умей проверять и исправлять
ошибки:
– проверяй работу от начала к концу и наоборот;
– каждое слово читай по слогам;
– если ты не уверен в правильности написания слова, попробуй вспомнить
правило;
– если ты допустил ошибку, не расстраивайся – аккуратно зачеркни
карандашом;
– не используй замазку;
– делай работу над ошибками (анализ ошибок);
– если ты не уверен, сначала пиши на черновике;
– подумай, а потом пиши.
3. Использование
тетради:
– просматривай записи, сделанные в тетради;
– анализируй свои ошибки,
просматривая различные виды работ.
|