СУДЬБЫ... ЛЮДИ... ЖИЗНЬ...

Главная | Регистрация | Вход
Понедельник, 06.05.2024, 07:07
Приветствую Вас Гость | RSS
РЕАЛИЗУЮ АBТОРСКИЕ ПОСОБИЯ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОBОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ И BЗРОСЛЫХ, РАЗРАБОТКИ, ПОДБОРКИ НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА, ПАКЕТЫ РАБОЧИХ МАТЕРИАЛОB ДЛЯ ПЕДАГОГОB И ПСИХОЛОГОB и МНОГОЕ ДРУГОЕ. BОПРОСЫ И ЗАЯBКИ ПО ЛЕКТРОНОМУ АДРЕСУ НА ГЛАBНОЙ СТРАНИЦЕ.
Меню сайта

10 истин, которые вдохновляют 10 секретоB борьбы со стрессом Bаши реакции на экстремальное стрессовое событие Bиды насилия и их последствия Агрессивное поведение дошкольников Азия и суициды Алгоритм решения конфликтной ситуации Американская статистика самоубийств Вас прибрали к рукам? Верно ли говорят? Взрослые и детская агрессивность Гендерные особенности воспитания детей Депреессия - черная полоса в жизни. Как ее пережить? Дети и родители: моменты семейного воспитания ДЕТИ И ТЕЛЕВИЗОР
Психологам, педагогам
Персональный сайт учителя начальных классов Бозиной Надежды Николаевны
  Документы анимашки :: аватары :: мишки teddy :: pixel art 
 и множество других чудес в Стране Фантазий :)
сайт Абрамовой Е.И.
Форум в помощь оформлению школы и детских садов anstars.ru - Учительский портал - 
 Методические пособия, документы, презентации. Классные часы. Коллекция сценариев - более 1000 Школьные песни - переделки. Каталог учительских сайтов. Анимации и шаблоны для PowerPoint. Презентации. Учитель-Учителю Методсовет Белый каталог сайтов
Школьный мир. Сайт учителя начальных классов Порошук Ирины Владимировны
Юридические консультации
Юридическая компания КРИСТАЛЛ - помощь профессиональных юристов Бесплатные Юридические Консультации Ксении Проконовой Качай Права

-
Проект_Путь домой_Информация по усыновлению, опеке/попечительству, приемной семье в Санкт-Петербурге
ОТБОР И ОБУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ: ИНСТРУМЕНТЫ И КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

В США более 500 тысяч детей постоянно или временно проживают в профессиональных замещающих семьях. Несмотря на то, что система foster care является ключевым звеном в помощи детям, которые по каким-то причинам не могут проживать со своими родителями, организационные и психологические проблемы подготовки семейных воспитателей периодически становятся причиной разногласий с органами, представляющими интересы ребенка.

Основные претензии чиновников к специалистам, работающим с замещающими семьями, - это отсутствие четких критериев оценки эффективности программ подготовки семейных воспитателей, и, в результате, недоверие к их полезности. Также семейные воспитатели сталкиваются с тем фактом, что планка требований общества к родителям поднимается все выше. Помимо налаживаний отношений с приемным ребенком, им приходится решать типичные проблемы «работающих родителей», «одиноких родителей» и т. д. В последнее время наблюдается тенденция к увеличению возраста детей и усилению негативного опыта жизни в родительской семье, что требует от семейных воспитателей особой подготовки.

Подготовка семейных воспитателей является ключевым фактором успешного помещения ребенка в семью. По данным разных источников, хорошая подготовка помогает уменьшить число поведенческих проблем у детей; наладить бесконфликтные отношения со специалистами, оказывающими семье поддержку; постоянно совершенстовать родительские навыки, не сталкиваясь с проблемой эмоционального выгорания.

Что же такое «хорошая» программа подготовки профессиональных замещающих семей, позволяющая добиться положительного эффекта?

По сути, большинство подобных программ состоят из тематических блоков, в которые входят:

Ознакомление с правами и обязанностями замещающей семьи, объяснение принципа взаимного подбора – семьи, подходящей для ребенка и ребенка – для семьи;
Мотивация на сотрудничество с командой профессионалов и с биологическими родителями ребенка, на совмествное принятие решений; развитие навыков получения адекватной поддержки от окружающих;
Повышение психолого-педагогической компетентности: знания о развитии ребенка, о возможных проблемах и путях их решения, развитие навыков общения с детьми (в том числе при помощи известного Тренинга родительской эффективности Т. Гордона, творчески переработанного в нашей стране Ю.Б. Гиппенрейтер).

К примеру, в исследовании Lee J.H. & Holland T.P. на основе программы MAPP – Model Approaches to Partnership in Parenting (Моделирующий подход к партнерским отношениям родителей) использовались следующие критерии эффективности:

Снижение числа нереалистичных ожиданий в отношении ребенка;
Отказ от телесных наказний;
Более глубокое понимание детско-родительских отношений;
Развитие эмпатии и понимание нужд ребенка.

… делает вывод, что параметры, выбрираемые в качестве критериев эффективности программ подготовки замещающих семей, просто отражают доминирующие в обществе представления о правильном родительском поведении, то есть не являются специфичными именно для замещающих семей.

Дополнительную неопределенность вносит проблема экспериментальной проверки эффективности программ подготовки. В контрольную группу (не прошедшую обучение) попадают замещающие семьи, совершенно иначе мотивированные на работу, имеющие другие представления о сотрудничестве с командой специалистов. Существуют также семьи, уже имеющие опыт воспитания своих и чужих детей (например, племянников), которые оказываются достаточно компетентны и без специального обучения.

Если в качестве критерия эффективности использовать число случаев возвращения ребенка из-за проблем, возникших в замещающей семье, то весьма эффективной является программа NOVA (Simon & Simon, 1982), целью которой является «привлечение, отбор, обучение и поддержка замещающих семей как членов команды, работающей на долгосрочную перспективу жизненного пути ребенка». Работа по ней дала почти в 2 раза меньше случаев отказа замещающей семьи воспитывать ребенка, даже в трудных случаях.

Прояснить ситуацию с целями, задачами и критериями эффективности подготовки замещающих семей может анализ диагностических инстурментов, на основе которых и происходит отбор кандиадатов, годных для работы с детьми.

Среди наиболее надежных опросников выделяют Potential for Foster Parenthood Scale (PFPS, Stone & Stone, 1983) – Шкалу для оценки потенциала замещающих семей, состоящую из 54 пунктов, и ее современную весрию Foster parent potential scale (FPPS, Orme, Buehler, McSurdy, Rhodes & Cox, 2003) из 76 пунктов. Иногда допускается использование диагностических инструментов, напрямую не относящихся к проблеме семейного устройства детей, например, Family Adaptability and Cohesion Scale (FACES III) – Шкала семейной адаптивности и сплоченности.

Опросники, оценивающие потенциал кандидатов, заполняются не ими самими, а специально обученными специалистами – психологами или социальными работниками. Фактически, они помогают максимально структурировать и привести к количественным результатам данные анамнестической анкеты, наблюдения и клинического интервью.

Приведем инструкцию и несколько вопросов из Шкалы для оценки потенциала замещающих семей. Эти примеры интересны еще и тем, что касаются проблемы общения с биологическими родителями ребенка – возможно, наиболее щекотливой для российских замещающих семей. Мы отдаем себе отчет в том, что термин «биологические родители» несет в себе пренебрежительный оттенок, сводя роль этих людей исключительно к физиологии. Однако в русском языке нет другого общепринятого аналога для понятия birth parents (досл. «родители по рождению», «родные родители»). Этот «пробел» в терминологии сам очерчивает «зону ближайшего развития» для отечественной теории и практики семейного устройства детей: выработку толерантного отношения к родителям, которые по тем или иным причинам не могут полноценно выполнять свои обязанности, и поиск для них достойного места в картине мира ребенка.
Шкала для оценки потенциала замещающих семей

Эта шкала разработана, чтобы оценить способность потенциальных матерей и отцов обеспечить детям должную заботу в качестве замещающей семьи. Ни одна замещающая семья не обладает в полном объеме всеми желательными характеристиками, однако хорошие замещающие семьи обладают значительной частью знаний и умений из этого списка.

Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы, максимально используя ваш профессиональный опыт. Примите во внимание информацию, полученную от самих родителей, сведения, полученные о них от других лиц, а также ваши собственные наблюдения и опыт общения с кандидатами.

Пользуйтесь следующими оценками для каждого вопроса:

1 = крайне маловероятно (0 – 10%)

2 = маловероятно (10 – 25%)

3 = скорее, маловероятно (25 – 49%)

4 = скорее, вероятно (50 – 75%)

5 = вероятно (75 – 90%)

6 = весьма вероятно (90 – 100%)

Для семьи, состоящей из двух родителей, на каждый вопрос отвечайте отдельно для и матери и для отца.

Насколько вероятно, что родитель сможет эффективно…

1. отмечать положительные стороны биологических родителей в общении с ребенком?
2. дать понять биологическим родителям ребенка, что его проживание в замещающей семье – это не постоянная, а временная мера?
3. поддерживать контакт ребенка с его биологическими родителями, сиблингами или другими родственниками?
4. помочь ребенку справиться с противоречивыми чувствами после посещения родной семьи?
5. помочь ребенку понять, какие сложности в родной семье привели к текущему положению дел?
6. помочь ребенку в ситуации «конфликта лояльности»?
7. делиться родительскими знаниями с биологическими родителями ребенка?
8. поддерживать контакты ребенка с друзьями, с которыми он общался до помещения в замещающую семью?

Естественно, что эти и другие диагностические инструменты прошли экспериментальную проверку на валидность. Расшифруем некторые требования к методикам для работы с замещающими семьями в форме конкретных практических вопросов:

Прогностическая валидность: будут ли кандидаты, получившие высокие баллы, допущены к участию в программе с большей вероятностью, чем те, кто получил низкий балл? Будет ли ребенок действительно помещен в их семью в обозримом будущем?

Конвергентная валидность (обоснованность): действительно ли замещающие семьи, у которых возникает много проблем, имеют более низкий родительский потенциал по результатам опросника?

Дискриминативная валидность: коррелируют ли баллы по опроснику с демографическими характеристиками или с установками замещающих родителей (например, с готовностью принять ребенка любого пола и возраста)?

Так при апробации FPPS в США обнаружилось, что афроамериканцы набирают более высокие баллы, чем евроамериканцы. Возможно, это объясняется тем, что среди афроамериканцев большее число испытуемых росли в расширенных семьях, где о них заботились не только родители или сами имели опыт воспитания не только своих детей, но и младших сиблингов, племянников и т.д. Это указывает на важность обращения к ближайшему социальному окружению замещающих родителей и необходимость работы с их представлениями о том, что такое «правильная» семья, чтобы они не чувствовали, что связанными благородной, но неестесвтенной задачей.
РАЗBИBАЕМСЯ, ИГРАЕМ, УЧИМСЯ
Раннее развитие детей. Сайт Лены Даниловой Детский сайт для мам и пап Малышам инфо Playroom - детская игровая комната  all-about-child.com Babysaratov.ru Все для детей Нафаня - сайт для родителей и их малышей Непоседы - сайт для детей и их родителей, чем занять ребенка.


КОЖУХОBА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕBНА © ntshustuzhanina@rambler.ru Skype