"ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ"
Если характеризовать поло ролевые
взаимоотношения в группе, то они среди детей группы находятся на равных, без
превосходства.
Из курса гендерной психологии известно, что, в целом, девочки конформнее
и покладистее мальчиков. Хотя, поделившись этими мыслями с воспитателями, я
узнала, что группа стала такой за лето
этого года. В предыдущие года среди девочек были частые ссоры. Вероятно, дети
подросли…
Дети рано начинают осознавать
половые различия. Присущая ребенку способность к подражанию позволяет ему рано
выбрать определенный образец поведения. При этом ребенок заимствует не только
образцы некоторых действий и внешние отличительные признаки, но и такие
качества личности, как доброта, мягкость, отзывчивость или решительность,
мужественность, стойкость. С ранних лет образцом для подражания мальчики обычно
выбирают отца, девочки мать. В
дошкольном возрасте в сюжетно-ролевых играх дети воспроизводят разнообразные
человеческие взаимоотношения в семье, на работе, во дворе и т. д. Ребенок
воспроизводит в игре и некоторые специфические взаимоотношения взрослых: матери
и отца, мужчины и женщины, взрослого и ребенка. Об этом необходимо помнить
воспитателям, так как эти взаимоотношения взрослых оказывают влияние на
понимание ребенком его принадлежности к тому или иному полу и "выбор"
им соответствующего типа поведения.
Взрослые своим отношением
направляют занятия и игры мальчиков и девочек. Взрослые поощряют стереотипы
поведения, принятые для данного пола,
так, мальчика стыдят за плаксивость, а девочку порицают за озорство.
Чумазый, в царапинах, с ободранными коленками мальчишка нередко вызывает
снисходительно-умильное отношение взрослого: "Что делать? Это неизбежное зло". Девочка с
таким же внешним обликом вызвала бы, однако, прежде всего недовольство.
Статистика показывает, что среди детей 7-15 лет травмы у мальчиков
случаются почти в 2 раза чаще, чем у девочек. Трудновоспитуемые дети тоже чаще
мальчики. По отношению к ним речь взрослых чаще содержит лишь прямые указания
(отойди, принеси, дай, сделай, перестань...), а в разговоре с девочками старшие
чаще упоминают о чувственных состояниях (нравится, люблю, грустный,
веселый...). Уже в дошкольном детстве происходит
накопление ребенком знаний о мужской или женской роли, о различии в их
поведении, об их взаимоотношениях, о наиболее важных качествах личности. В это
время у ребенка формируется чувство половой принадлежности и начинают
проявляться характерные формы поведения, связанные с "ролью" мужчины
или женщины.
В любой ситуации мальчики обычно
быстро знакомятся друг с другом, быстро находят общее дело. Они предпочитают
коллективные спортивные или военные игры. Характерно, что мальчики не столь
требовательны к постоянству состава группы, охотно принимают в свои игровые
коллективы сверстников из других классов, дворов, школ. Девочки вне дома, в
новой ситуации теряются, держатся обособленно тогда, когда рядом нет близких
или подруги. Они предпочитают общаться в маленьких группах, по два-три
человека.
Многие девочки настороженно
относятся к мальчикам. В то же время девочки проявляют интерес к мальчикам и к
их занятиям. Особенно большое любопытство и вместе с тем настороженность в
отношении представителей противоположного пола проявляют единственные в семье
дети, не посещавшие к тому же детского сада. Эти мальчики и девочки больше, чем
другие дети, избегают друг друга, когда идут в школу или из школы, на перемене,
в играх. Опыт совместной деятельности у дошкольников ограничен. Порой между
ними возникают конфликты. При этом у девочек жалоб больше, чем у мальчиков. Они
жалуются не только на мальчиков, но и друг на друга, и часто по пустякам.
Анализ этих конфликтов показывает, что в их основе лежит не какая-то
преднамеренная отчужденность или неприязнь мальчиков и девочек друг к другу.
Чаще всего это просто перенос чисто мальчишеских форм общения в сферу общения с
девочками. Мальчики пытаются вступить с ними в борьбу, померяться силой и т. п.
Девочки же воспринимают эти не совсем обычные для большинства из них формы
общения не как игру, а как попытку обидеть их.
Мальчики чаще рисуют технику (танки, машины, самолеты...), их рисунки
наполнены действием, движением, все кругом движется, бежит, шумит. А девочки
рисуют людей (чаще всего принцесс), в том числе и себя. Если попросить детей
нарисовать дорогу в детский сад, то мальчики чаще рисуют транспорт или схему, а
девочки себя с мамой за ручку. И даже, если девочка нарисует автобус, то из
окошка обязательно она сама выглядывает: с ресничками, щечками и бантиками.
При ответах на занятиях в детском саду мальчик смотрит на парту, в
сторону или перед собой, и, если знает ответ, отвечает уверенно, а девочка
смотрит в лицо воспитателю или учителю и, отвечая, ищет у них в глазах
подтверждение правильности ее ответа и только после кивка взрослого продолжает
уже более уверенно. И в вопросах детей прослеживается та же линия. Мальчики
чаще задают взрослым вопросы ради получения какой-то конкретной информации (А
какое у нас следующее занятие), а девочки для установления контакта со взрослым
(А вы к нам еще придете?). То есть мальчики больше ориентированы на информацию,
а девочки (и женщины) - на отношения между людьми.
Специалисты отмечают, что и период врабатываемости у детей зависит от
пола. Девочки после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень
работоспособности. Воспитатели видят это по обращенным к ним глазам и строят
урок таким образом, чтобы самая трудная часть материала пришлась на пик
работоспособности. Но ориентируются-то они по девочкам. Мальчики же
раскачиваются долго и на педагога смотрят редко. Но вот и они достигли пика
работоспособности. А девочки, наоборот, уже начали уставать. Воспитатель сразу
заметил это, т.к. контакт с девочками у него налажен хорошо - он все время
видит их обращенные к себе лица. Он начинает снимать нагрузку, урок переходит в
другую фазу. А мальчикам бы именно сейчас и надо дать ключевой для урока
материал. Но самое важное уже дано, а они его пропустили или не поняли, т.к. в
нужный момент уровень их работоспособности, возможность усвоить трудные знания
были низкими.
Если группе детей задать вопрос, например, о происхождении человека, то
вперед выступают девочки и, перебивая друг друга, говорят о том, что человек
произошел от обезьяны. Мальчики молчат. Тогда попробовали увести девочек и
задать тот же вопрос только мальчикам. Сначала тишина, а потом фейерверк
версий: от обезьяны, от "клетки ребра человека", прилетели из космоса
и т.д. Почему же так происходит? У
девочек в дошкольном возрасте обычно лучше развита речь, часто они сильнее
мальчиков физически, их биологический возраст (даже при одинаковом так
называемом "паспортном" возрасте) выше. Они оттесняют мальчиков
физически и "забивают" их в речевом плане. Но их ответы более
однообразны, и, видимо, их мышление более однотипно. Среди мальчиков больше
вариантов индивидуальности, они нестандартно и интересно мыслят, но их
внутренний мир часто скрыт от нас, т.к. они реже раскрывают его в словах. Они
молчат, и нам кажется, что они не думают, не ищут решений, а поиск идет, он
интересней и богаче, чем мы можем себе представить.
Мальчики лучше выполняют
поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, они лучше работают, если нужно
решить новую задачу, но требования к качеству, тщательности, аккуратности
исполнения или оформления ее невелики. Девочки
лучше выполняют задачи уже не новые, типовые, шаблонные, но когда требования к
тщательности, проработке деталей, исполнительской части задания велики. Минимальные
требования к поиску и новаторству, максимальные - к тщательности исполнения.
Это хорошо для девочек, а мальчику надо чуть-чуть недообъяснить и натолкнуть
его самого на нахождение принципа решения.
Девочки превосходят мальчиков в речевых заданиях. Мальчики превосходят
девочек в видеопространственных умениях, т.к. выполнение
пространственно-зрительных задач требует поиска. Специальные исследования
показали, что у мальчиков специализация правого полушария мозга в отношении
пространственных функций, пространственно-временной ориентации, а значит, и
лучшая организация тех видов деятельности, где необходимо пространственное
мышление, имеется уже в шесть лет, тогда как у девочек ее нет даже к
тринадцати.
Обычно мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпеливы,
несдержанны, нетерпимы, неуверенны в себе и даже более агрессивны, чем девочки.
Мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный
фактор, а у девочек в ситуации деятельности, вызывающей эмоции, резко нарастает
общая активность, повышается эмоциональный тонус коры мозга. Мозг девочек как
бы готовится к ответу на любую неприятность, поддерживает в состоянии
готовности все структуры мозга, чтобы в любую секунду отреагировать на
воздействие, пришедшее с любой стороны.
Взрослые должны учитывать особенности эмоциональной сферы мальчиков.
Мамам, воспитательницам и учительницам трудно понять эту сторону жизни мальчика
- они-то сами другие. Вот и получается, что мама (или педагог) долго ругают
мальчика, нагнетая эмоции, и сердятся оттого, что он не переживает вместе с
ней, а как бы остается равнодушным к ее словам. Нет, он не равнодушен. Просто
он уже дал пик эмоциональной активности, отреагировал на первых минутах
разговора, но он, в отличие от мамы (и сестры или одноклассницы), не может
долго удерживать эмоциональное напряжение, он к этому не приспособлен и, чтобы
не сломаться, просто отключил слуховой канал, и информация до его сознания не
доходит. Он вас уже не слышит. Ваши воспитательные усилия пропадают впустую,
т.к. мозг мальчика очень избирательно реагирует на эмоциональные воздействия.
|