Когда опека над ребенком переходит в введение государства, фактически происходит разделение родительства на три аспекта:
Кровные родители
Родители как официальные представители ребенка
Родители, осуществляющие заботу о ребенке
Жизнь
Пол
Внешность
Предрасположенность к некоторым заболеваниям
Потенциал интеллектуального развития
Темперамент
Задатки
Ответственность за материальное обеспечение
Безопасность
Решения по основным вопросам (выбор школы, разрешение на операцию и др.)
Юридическая ответственность за действия ребенка
Другие юридические решения, связанные с ребенком
Любовь
Дисциплина
Повседневные нужды
Помощь в учебе
Забота в период болезни
Передвижения
Жизненные навыки
Ценности
Эти аспекты могут в разные моменты принадлежать разным лицам:
официальным представителем ребенка является государственный орган, а
заботу осуществляют замещающие родители. Сложность возникающих отношений
усугубляется перемещениями ребенка – на каком-то этапе он может
вернуться в кровную семью или быть переданным на усыновление. Адекватное
осознание происходящего является для ребенка крайне сложной задачей.
Конечно, она решаема, но только при помощи взрослых.
Из этого следует необходимость подготовки ребенка к смене родительских фигур. Так важной частью подготовки к переходу в новую семью осознание
эмоционального послания, содержащегося в прощании с прежней семьей.
Является ли оно своеобразным «благословением» или «проклятием», или оно
настолько нейтрально, что ребенку кажется, что он не являлся ценностью
для тех, кто о нем заботился. Также имеет значение то, как ребенка
приветствуют в новом доме:
Все ли члены семьи готовы к появлению ребенка, или для некоторых это становится неожиданностью?
Относятся ли к появлению ребенка как к «рабочему моменту» или более эмоционально?
Видят ли в ребенке очередного воспитанника или уникальную индивидуальность?
Любое отделение ребенка от кровной или замещающей семьи,
инициированное официальными лицами с позиции власти, принижает
значимость семейных связей. Они в той или иной мере осознают, что их
родители тоже не контролируют ситуацию.
Выделяются разные типы восприятия ребенком сепарации:
«Меня отняли» - нарушается баланс нормальной зависимости и
автономии, свойственный ребенку данного возраста, что проявляется либо в
отказе от отстаивания своих интересов, либо в агрессивном
самоутверждении.
«Меня отдали» - возникают хроническое чувство вины,
депрессия из-за того, что ребенок считает себя «недостаточно хорошим».
Если ребенок связывает перемещение со своим плохим поведением, которое
он старался изменить, то к его чувствам может добавляться гнев из-за
того, что его усилия не оценили по достоинству.
«Причина во мне» - наиболее сложный случай, когда
ребенок берет на себя ответственность за произошедшее. Если у детей
дошкольного возраста такое искажение перспективы происходит за счет
«магического мышления» (веры в то, что их меты и фантазии повлияли на
исход реальных событий), то школьники часто сами инициируют процесс расследования, ведущий к изъятию из семьи (например, сообщая школьному учителю о том, что подверглись насилию).
Хотя умение сообщить о плохом обращении значимым взрослым
свидетельствует скорее о психологическом благополучии ребенка,
дальнейшие переживания своей «вины» за развал семьи могут привести к
неадекватному принятию на себя ответственности за все события, следующие
за его обращением за помощью («если бы я не пожаловался на отца, он не
тратил бы время на походы в суд, и его не выгнали бы с работы»). Детям,
которые сами обратились за помощью, необходимо объяснить, что
ответственность за принятие решения об изъятии ребенка из семьи
разделена между многими людьми: юристом, социальным работником,
психологом, обычно учитывается и мнение самих родителей, их готовность к
изменениям. Если бы все эти люди не сочли случай достаточно серьезным,
сама по себе жалоба ребенка не привела бы к таким последствиям.
В книге также содержится богатый материал, касающийся
профессиональной сферы психологов и других специалистов семейного
устройства – упражнения, случаи для анализа по заданной схеме и др.
Целый раздел посвящен составлению индивидуального плана работы с
ребенком и замещающей семьей, выбору общей стратегии и конкретных
средств работы. Уделяется внимание и переживаниям самих специалистов.
Так, например, помогая ребенку подготовиться к сепарации, психолог
или социальный работник сам переживает сильные чувства по поводу
перемещения ребенка в новую семью, особенно, если перед этим он
целенаправленно работал над сохранением места ребенка в данной семье.
Вина – «Почему я не смог предотвратить это?»
Фрустрация – «Почему в системе семейного устройства нет необходимых средств для предотвращения подобных случаев?»
Гнев – «Почему родители не следовали моим рекомендациям?»
Печаль – идентификация с переживаниями семьи и ребенка,
особенно если специалист сам имеет непроработанный опыт сепарации и
потерь.
Чувства потери и соперничества, когда ответственность за
ребенка переходит к другому специалисту. Иногда вместо потери возникает
чувство облегчения (что может казаться неприемлемым – «я же не хотел
избавиться от него»).
Большой интерес представляют собой разделы, посвященные коррекции
поведенческих проблем и работе непосредственно с детьми. Автор
предлагает разнообразные методики для работы с детьми разных возрастов:
От 4 до 10 лет: игрушечные телефоны (для установления контакта), совместное рассказывание историй, карточки с изображениями эмоций, арт-терапия, Экологическая карта, Книга жизни;
От 8 до 12 лет: списки чувств и эмоций, тематические настольные игры (типа «Наша семья»), оценочные шкалы (напоминающие шкалы Дембо-Рубинштейн), таблицы «за» и
«против», послания от родной семьи, круговые диаграммы для изображения
разных состояний, Книга жизни;
Для подростков вышеприведенный список дополняется
структурированными дневниками или письмами, играми на развитие навыков
общения, схемами для объяснения идеи разделенных аспектов родительства.
Книга жизни – это вместилище информации о
ребенке, которая естественным образом существует в каждой нормальной
семье – фотографий, документов, открыток, списка памятных дат, буклетов
из путешествий, детских рисунков – и которую при помещении ребенка в
замещающую семью часто необходимо собирать специально. Это и письменная
история его жизни.
Книга жизни помогает ребенку восстановить хронологию событий в
своей жизни, дает материал для построения идентичности и нормальной
самооценки. При помощи нее ребенок выстраивает связи между прошлым,
настоящим и будущим; осознает сильные чувства, связанные с прошлым
опытом; отделяет фантазии о своем прошлом от реальности; получает
представление о проблемах и о сильных сторонах своей родной семьи.
Специалисты могут использовать Книгу жизни как способ вступить в контакт с ребенком и как инструмент для укрепления привязанности к замещающей и / или родной семье.
Отдельную сложность представляют собой формулировки, используемые в
Книге жизни в отношении родных и замещающих родителей. Они не должны
стать причиной для обострения конфликта лояльности. Маленькие дети
обычно используют слова «мама» и «папа» как обращение к тем, кто о них
постоянно заботится; они не связывают эти обращения с фактом своего
рождения у данной семейной пары. Чем старше ребенок и чем короче по
длительности его помещение в семью, тем скорее он будет называть
замещающих родителей по имени (или иначе, как они представились ему).
Если в семье есть кровный ребенок, то ребенок, принятый в семью, будет
брать пример с него и называть родителей «мамой» и «папой». Более
пожилые замещающие родители могут услышать в свой адрес «бабушка» и
«дедушка».
Говоря о кровной семье, замещающим родителям стоит называть кровных
«мамой» и «папой», добавляя ситуативные вариации или имена, чтобы
избежать путаницы, например, «твоя мама Нэнси», «твой папа, который
живет отдельно». Можно использовать разные форму слов, например,
называть родную мать «мамой», а замещающую – «мамочкой». Таким образом
взрослые демонстрируют ребенку, что существование двух «комплектов»
родителей – это нормальная ситуация, которая поддерживается на уровне
словесного описания. Однако детям старшего дошкольного и школьного
возраста некомфортно сразу называть незнакомых людей «мамой» и «папой»,
поэтому с ними надо обсудить приемлемую альтернативу.