СУДЬБЫ... ЛЮДИ... ЖИЗНЬ...

Главная | Регистрация | Вход
Понедельник, 06.05.2024, 11:25
Приветствую Вас Гость | RSS
РЕАЛИЗУЮ АBТОРСКИЕ ПОСОБИЯ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОBОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ И BЗРОСЛЫХ, РАЗРАБОТКИ, ПОДБОРКИ НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА, ПАКЕТЫ РАБОЧИХ МАТЕРИАЛОB ДЛЯ ПЕДАГОГОB И ПСИХОЛОГОB и МНОГОЕ ДРУГОЕ. BОПРОСЫ И ЗАЯBКИ ПО ЛЕКТРОНОМУ АДРЕСУ НА ГЛАBНОЙ СТРАНИЦЕ.
Меню сайта

10 истин, которые вдохновляют 10 секретоB борьбы со стрессом Bаши реакции на экстремальное стрессовое событие Bиды насилия и их последствия Агрессивное поведение дошкольников Азия и суициды Алгоритм решения конфликтной ситуации Американская статистика самоубийств Вас прибрали к рукам? Верно ли говорят? Взрослые и детская агрессивность Гендерные особенности воспитания детей Депреессия - черная полоса в жизни. Как ее пережить? Дети и родители: моменты семейного воспитания ДЕТИ И ТЕЛЕВИЗОР
Психологам, педагогам
Персональный сайт учителя начальных классов Бозиной Надежды Николаевны
  Документы анимашки :: аватары :: мишки teddy :: pixel art 
 и множество других чудес в Стране Фантазий :)
сайт Абрамовой Е.И.
Форум в помощь оформлению школы и детских садов anstars.ru - Учительский портал - 
 Методические пособия, документы, презентации. Классные часы. Коллекция сценариев - более 1000 Школьные песни - переделки. Каталог учительских сайтов. Анимации и шаблоны для PowerPoint. Презентации. Учитель-Учителю Методсовет Белый каталог сайтов
Школьный мир. Сайт учителя начальных классов Порошук Ирины Владимировны
Юридические консультации
Юридическая компания КРИСТАЛЛ - помощь профессиональных юристов Бесплатные Юридические Консультации Ксении Проконовой Качай Права

-
Когда опека над ребенком переходит в введение государства, фактически происходит разделение родительства на три аспекта:

Кровные родители

Родители как официальные представители ребенка

Родители, осуществляющие заботу о ребенке

Жизнь

Пол

Внешность

Предрасположенность к некоторым заболеваниям

Потенциал интеллектуального развития

Темперамент

Задатки

Ответственность за материальное обеспечение

Безопасность

Решения по основным вопросам (выбор школы, разрешение на операцию и др.)

Юридическая ответственность за действия ребенка

Другие юридические решения, связанные с ребенком

Любовь

Дисциплина

Повседневные нужды

Помощь в учебе

Забота в период болезни

Передвижения

Жизненные навыки

Ценности

 

Эти аспекты могут в разные моменты принадлежать разным лицам: официальным представителем ребенка является государственный орган, а заботу осуществляют замещающие родители. Сложность возникающих отношений усугубляется перемещениями ребенка – на каком-то этапе он может вернуться в кровную семью или быть переданным на усыновление. Адекватное осознание происходящего является для ребенка крайне сложной задачей. Конечно, она решаема, но только при помощи взрослых.

Из этого следует необходимость подготовки ребенка к смене родительских фигур. Так важной частью подготовки к переходу в новую семью осознание эмоционального послания, содержащегося в прощании с прежней семьей. Является ли оно своеобразным «благословением» или «проклятием», или оно настолько нейтрально, что ребенку кажется, что он не являлся ценностью для тех, кто о нем заботился. Также имеет значение то, как ребенка приветствуют в новом доме:

  • Все ли члены семьи готовы к появлению ребенка, или для некоторых это становится неожиданностью?
  • Относятся ли к появлению ребенка как к «рабочему моменту» или более эмоционально?
  • Видят ли в ребенке очередного воспитанника или уникальную индивидуальность?

Любое отделение ребенка от кровной или замещающей семьи, инициированное официальными лицами с позиции власти, принижает значимость семейных связей. Они в той или иной мере осознают, что их родители тоже не контролируют ситуацию.

Выделяются разные типы восприятия ребенком сепарации:

  • «Меня отняли» - нарушается баланс нормальной зависимости и автономии, свойственный ребенку данного возраста, что проявляется либо в отказе от отстаивания своих интересов, либо в агрессивном самоутверждении.
  • «Меня отдали» - возникают хроническое чувство вины, депрессия из-за того, что ребенок считает себя «недостаточно хорошим». Если ребенок связывает перемещение со своим плохим поведением, которое он старался изменить, то к его чувствам может добавляться гнев из-за того, что его усилия не оценили по достоинству.
  • «Причина во мне» - наиболее сложный случай, когда ребенок берет на себя ответственность за произошедшее. Если у детей дошкольного возраста такое искажение перспективы происходит за счет «магического мышления» (веры в то, что их меты и фантазии повлияли на исход реальных событий), то школьники часто сами инициируют процесс расследования, ведущий к изъятию из семьи (например, сообщая школьному учителю о том, что подверглись насилию).

Хотя умение сообщить о плохом обращении значимым взрослым свидетельствует скорее о психологическом благополучии ребенка, дальнейшие переживания своей «вины» за развал семьи могут привести к неадекватному принятию на себя ответственности за все события, следующие за его обращением за помощью («если бы я не пожаловался на отца, он не тратил бы время на походы в суд, и его не выгнали бы с работы»). Детям, которые сами обратились за помощью, необходимо объяснить, что ответственность за принятие решения об изъятии ребенка из семьи разделена между многими людьми: юристом, социальным работником, психологом, обычно учитывается и мнение самих родителей, их готовность к изменениям. Если бы все эти люди не сочли случай достаточно серьезным, сама по себе жалоба ребенка не привела бы к таким последствиям.

В книге также содержится богатый материал, касающийся профессиональной сферы психологов и других специалистов семейного устройства – упражнения, случаи для анализа по заданной схеме и др. Целый раздел посвящен составлению индивидуального плана работы с ребенком и замещающей семьей, выбору общей стратегии и конкретных средств работы. Уделяется внимание и переживаниям самих специалистов.

Так, например, помогая ребенку подготовиться к сепарации, психолог или социальный работник сам переживает сильные чувства по поводу перемещения ребенка в новую семью, особенно, если перед этим он целенаправленно работал над сохранением места ребенка в данной семье.

  • Вина – «Почему я не смог предотвратить это?»
  • Фрустрация – «Почему в системе семейного устройства нет необходимых средств для предотвращения подобных случаев?»
  • Гнев – «Почему родители не следовали моим рекомендациям?»
  • Печаль – идентификация с переживаниями семьи и ребенка, особенно если специалист сам имеет непроработанный опыт сепарации и потерь.
  • Чувства потери и соперничества, когда ответственность за ребенка переходит к другому специалисту. Иногда вместо потери возникает чувство облегчения (что может казаться неприемлемым – «я же не хотел избавиться от него»).

Большой интерес представляют собой разделы, посвященные коррекции поведенческих проблем и работе непосредственно с детьми. Автор предлагает разнообразные методики для работы с детьми разных возрастов:

От 4 до 10 лет: игрушечные телефоны (для установления контакта), совместное рассказывание историй, карточки с изображениями эмоций, арт-терапия, Экологическая карта, Книга жизни;

От 8 до 12 лет: списки чувств и эмоций, тематические настольные игры (типа «Наша семья»), оценочные шкалы (напоминающие шкалы Дембо-Рубинштейн), таблицы «за» и «против», послания от родной семьи, круговые диаграммы для изображения разных состояний, Книга жизни;

Для подростков вышеприведенный список дополняется структурированными дневниками или письмами, играми на развитие навыков общения, схемами для объяснения идеи разделенных аспектов родительства.

Книга жизни  – это вместилище информации о ребенке, которая естественным образом существует в каждой нормальной семье – фотографий, документов, открыток, списка памятных дат, буклетов из путешествий, детских рисунков – и которую при помещении ребенка в замещающую семью часто необходимо собирать специально. Это и письменная история его жизни.

Книга жизни помогает ребенку восстановить хронологию событий в своей жизни, дает материал для построения идентичности и нормальной самооценки. При помощи нее ребенок выстраивает связи между прошлым, настоящим и будущим; осознает сильные чувства, связанные с прошлым опытом; отделяет фантазии о своем прошлом от реальности; получает представление о проблемах и о сильных сторонах своей родной семьи. Специалисты могут использовать Книгу жизни как способ вступить в контакт с ребенком и как инструмент для укрепления привязанности к замещающей и / или родной семье.

Отдельную сложность представляют собой формулировки, используемые в Книге жизни в отношении родных и замещающих родителей. Они не должны стать причиной для обострения конфликта лояльности. Маленькие дети обычно используют слова «мама» и «папа» как обращение к тем, кто о них постоянно заботится; они не связывают эти обращения с фактом своего рождения у данной семейной пары. Чем старше ребенок и чем короче по длительности его помещение в семью, тем скорее он будет называть замещающих родителей по имени (или иначе, как они представились ему). Если в семье есть кровный ребенок, то ребенок, принятый в семью, будет брать пример с него и называть родителей «мамой» и «папой». Более пожилые замещающие родители могут услышать в свой адрес «бабушка» и «дедушка».

Говоря о кровной семье, замещающим родителям стоит называть кровных «мамой» и «папой», добавляя ситуативные вариации или имена, чтобы избежать путаницы, например, «твоя мама Нэнси», «твой папа, который живет отдельно». Можно использовать разные форму слов, например, называть родную мать «мамой», а замещающую – «мамочкой». Таким образом взрослые демонстрируют ребенку, что существование двух «комплектов» родителей – это нормальная ситуация, которая поддерживается на уровне словесного описания. Однако детям старшего дошкольного и школьного возраста некомфортно сразу называть незнакомых людей «мамой» и «папой», поэтому с ними надо обсудить приемлемую альтернативу.

РАЗBИBАЕМСЯ, ИГРАЕМ, УЧИМСЯ
Раннее развитие детей. Сайт Лены Даниловой Детский сайт для мам и пап Малышам инфо Playroom - детская игровая комната  all-about-child.com Babysaratov.ru Все для детей Нафаня - сайт для родителей и их малышей Непоседы - сайт для детей и их родителей, чем занять ребенка.


КОЖУХОBА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕBНА © ntshustuzhanina@rambler.ru Skype