Виды насилия и их последствия
Из статьи Т.Я. Сафоновой, Е.И.Цымбал
" Жестокое обращение с детьми и его последствия"/ Жестокое обращение
с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита. М.,1993
Жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные
виды и формы, но их следствием всегда являются: серьезный ущерб для здоровья,
развития и социализации ребенка, нередко - угроза его жизни или даже смерть.
Физическое насилие - нанесение ребенку родителями или лицами, их
заменяющими, воспитателями или другими какими-либо лицами физических травм,
различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка,
нарушают его развитие и лишают жизни. Эти действия могут осуществляться в форме
избиения, истязания, сотрясения, в виде ударов, пощечин, прижигания горячими
предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в виде укусов и с использованием
самых различных предметов в качестве орудий изуверства.
Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков,
алкоголя, дачу ему отравляющих ве-ществ или "медицинских препаратов,
вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом), а также
попытки удушения или утопления ребенка.
В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют различные виды
физического наказания - от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо
сознавать, что физическое насилие - это действительно физическое нападение
(истязание), оно пoчти всегда сопровождается словесными оскорблениями и
психической травмой.
Сексуальное насилие или совращение - использование ребенка (мальчика или
девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных
потребностей или получения выгоды. Сексуальное насилие включает половое
сношение (коитус), оральный и анальный секс, взаимную мастурбацию, другие
телесные контакты с половыми органами. К сексуальному развращению относятся
также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком
половых органов и ягодиц, подглядывание за ним, когда он этого не подозревает:
во время раздевания, отправления естественных нужд.
Психическое (эмоциональное) насилие - постоянное или периодическое
словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей,
воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в
чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду
насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка( в результате чего он
теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не
соответствующие его возрастным возможностям.
Пренебрежение интересами и нуждами ребенка - отсутствие должного
обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье,
воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их
заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни,
неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к
детям является оставление их без присмотра, что ' приводит к несчастным
случаям, отравлениям и другим опасным для жизни и здоровья ребенка
последствиям.
Одним из проявлений жестокого обращения с детьми является отсутствие у женщины
любви к ребенку, когда он еще находится в материнской утробе, то есть к ребенку
от нежеланной беременности. Его, еще ничем себя не проявившего, уже не любят,
не думают и не заботятся о нем. Будучи эмоционально отвергнутыми еще до
рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению к
детьми от желанной беременности, они чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют
в первые месяцы жизни, хуже развиваются.
Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным
последствиям, но их все объединяет одно - ущерб здоровью ребенка или опасность
для его жизни. Отрицательными последствиями для здоровья являются: потеря или
ухудшение функции какого-либо органа, развитие заболевания, нарушение
физического или психического развития. Из 100 случаев физического насилия над
детьми примерно 1-2 заканчиваются смертью жертвы насилия. Следствиями
физического насилия являются синяки, травмы, переломы, повреждения внутренних
органов: печени, селезенки, почек и др. Требуется время, чтобы залечить эти
повреждения, но еще больше времени и усилий требуется для того, чтобы залечить
душевные раны, психику ребенка, пострадавщего от побоев.
Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и
невнимательного отношения к детям.
К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, а
также рвота, головные боли, потеря сознания, характерные для синдрома
сотрясения, развивающегося у маленьких детей, которых берут за плечи и сильно
трясут. Кроме указанных признаков, у детей при этом синдроме появляется
кровоизлияние в глазные яблоки. К ближайшим последствиям относятся также острые
психические нарушения в ответ на любой вид агрессии, особенно на сексуальную.
Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать,
спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако
в обоих случаях ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева.
У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством
собственной ущербности, неполноценности.
Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяются
нарушения, физического и психического развития ребенка, различные соматические
заболевания, личностные и эмоци-ональные нарушения, социальные последствия.
Нарушения физического и психического развития
У большинства детей, живущих в семьях, в которых тяжелое физическое наказание,
брань в адрес ребенка являются "методами воспитания", или в семьях,
где они лишены тепла, внимания, например, в семьях родителей-алкоголиков,
имеются признаки задержки физического и нервно-психического развития.
Зарубежные специалисты назвали это состояние детей "неспособностью к
процветанию".
Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в росте, массе, или и в
том и другом от своих сверстников. Они позже начинают ходить, говорить, реже
смеются, они значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки. У таких детей
часто наблюдаются "дурные привычки": сосание пальцев, кусание ногтей,
раскачивание, занятие онанизмом. Да и внешне дети, живущие в условиях
пренебрежения их интересами, физическими и эмоциональными нуждами, выглядят
по-другому, чем дети, живущие в нормальных условиях: у них припухлые,
"заспанные" глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, неопрятность в
одежде, другие признаки гигенической запущенности - педикулез, сыпи, плохой
запах от одежды и тела.
Различные заболевания как следствие жестокого
обращения
Заболевания могут носить специфический для отдельного вида насилия характер:
например, при физическом насилии имеются повреждения частей тела и внутренних
органов различной степени тяжести, переломы костей. При сексуальном насилии
могут быть заболевания, передающиеся половым путем: инфекционно-воспалительные
заболевания гениталий, сифилис, гонорея, СПИД, острые и хронические инфекции
мочеполовых путей, травмы, кровотечения из половых органов и прямой кишки,
разрывы прямой кишки и влагалища, выпадение прямой кишки.
Независимо от вида и характера насилия у детей могут наблю-даться различные
заболевания, которые относятся к психосоматическим: ожирение или, наоборот,
резкая потеря веса, что обусловлено нарушениями аппетита. При эмоциональном
(психическом) насилии нередко бывают кожные сыпи, аллергическая патология,язва
желудка, при сексуальном насилии - необъяснимые (если никаких заболеваний
органов брюшной полости и малого таза не обнаруживается) боли внизу живота.
Часто у детей развиваются такие нервно-психические заболевания, как тики,
заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), некоторые дети
повторно поступают в отделения неотложной помощи по поводу случайных травм,
отравлений.
Психические особенности детей, пострадавших от насилия
Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного
отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются
дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими
особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.
Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще
всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто
их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гнева не имеют видимой
причины.
Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в
том, и в другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками. У
заброшенных, эмоционально депривированных детей стремление любым путём привлечь
к себе внимание иногда проявляется в виде вызывающего, эксцентричного поведения.
Дети, пережившие сексуальное насилие, приобретают несвойственные возрасту
познания о сексуальных взаимоотношениях, что проявляется в их поведении, в
играх с другими детьми или с игрушками. Даже маленькие, не достигшие школьного
возраста дети, пострадавшие от сексуального насилия, впоследствии сами могут
стать инициаторами развратных действий и втягивать в них большое число
участников.
Наиболее универсальной и тяжелой реакцией на любое, а не только сексуальное
насилие, является низкая самооценка, которая способствует сохранению и
закреплению психологических нарушений, связанных с насилием, Личность с низкой
самооценкой переживает чувство вины, стыда, Для нее характерны постоянная
убежденность в собственной неполноценности, в том, что "ты хуже всех".
Вследствие этого ребенку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение
его со сверстниками затруднено.
Среди этих детей, даже во взрослом состоянии, отмечается высокая частота
депрессий Это проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувство
одиночества, в нарушениях сна. В старшем возрасте, у подростков, могут
наблюдаться попытки покончить с собой или завершенные самоубийства.
Чувствуя себя несчастными, обездоленными, приспосабливаясь к ненормальным
условиям существования, пытаясь найти выход из создавшегося положения, они и
сами могут стать шантажистами. Это, в частности, относится к сексуальному
насилию, когда в обмен на обещание хранить секрет и не ломать привычной
семейной жизни, дети вымогают у взрослых насильников деньги, сладости, подарки.
Социальные последствия жестокого обращения с детьми
Можно выделить два проявляющихся одновременно аспекта этих последствий: вред
для жертвы и для общества.
Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности социализации: у них
нарушены связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со
сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы
завоевать авторитет в школе и др. Решение своих проблем дети - жертвы насилия -
часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопряжено с
формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и
совершать другие уголовно наказуемые действия.
Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушаться
половая ориентация. И те и другие впоследствии испытывают трудности при
создании собственной семьи, они не могут дать своим детям достаточно тепла,
поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы.
Как говорилось выше, любой вид насилия формирует у детей и у подростков такие
личностные и поведенческие особенности, ко-торые делают их малопривлекательными
и даже опасными для общества.
Каковы же общественные потери насилия над детьми? Это прежде всего потери
человеческих жизней в результате убийств детей и подростков или их самоубийств,
это потери в их лице производительных членов общества вследствие нарушения их
психического и физического здоровья, низкого образовательного и
профессионального уровня, криминального поведения. Это потери в их лице
родителей, способных воспитать здоровых в физическом и нравственном отношении
детей. Наконец, это воспроизводство жестокости в обществе, поскольку бывшие
жертвы сами часто cтановятся насильниками. ( Из статьи " Жестокое
обращение с детьми и его последствия").
Эту информацию должны знать взрослые и дети
Американские специалисты, сотрудники американской некоммерческой организации
"Project Harmony", в 1998 г проведшие исследование на территории
Республики Карелия в рамках проекта "Предотвращение насилия в семье",
так определили понятия " насилие" и "жестокое обращение с
ребенком":
Над ребенком совершено насилие, если:
его истязали,
ему нанесли побои,
его здоровью причинили вред,
нарушили его половую неприкосновенность и половую свободу.
ребенка запугивали, если:
ему внушали страх с помощью действий, жестов, взглядов,
использовали для запугивания свой рост, возраст,
на него кричали,
угрожали насилием по отношению к другим (родителям ребенка, друзьям, животным и
так далее).
К жестокому обращению также относится использование при этом силы
общественных институтов:
религиозной организации,
суда,
милиции,
школы,
спецшколы для детей,
приюта,
родственников,
психиатрической больницы и так далее.
Над ребенком совершают насилие, если используют для этого изоляцию:
контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и
сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой
Над ребенком также совершают эмоциональное насилие, если:
унижают его достоинство,
используют обидные прозвища,
используют его в качестве доверенного лица,
при общении с ребенком проявляют непоследовательность,
ребенка стыдят,
используют ребенка в качестве передатчика информации другому родителю
(взрослому)
Над ребенком совершено экономическое насилие, если:
не удовлетворяются его основные потребности, контролируется поведение с помощью
денег.
взрослыми растрачиваются семейные деньги.
ребенок используется как средство экономического торга при разводе.
к ребенку относятся жестоко, если используют угрозы:
угрозы бросить его (а в детском доме - исключить и перевести в другое
учреждение),
угрозы самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам.
К ребенку взрослые относятся жестоко, если:
используют свои привилегии:
обращаются с ребенком как со слугой, с подчиненным,
отказываются сообщать ребенку о решениях, которые относятся непосредственно к
нему, его судьбе: о посещениях его родителями, опекунами,
ребенка перебивают во время разговоров.
|