1.
МОДЕЛЬ ПРОФИЛАКТИКИ
1 уровень – общая профилактика
Цель - повышение групповой сплоченности в ОУ.
Мероприятия: создание
здоровой среды (так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь). Организация
воспитательной работы.
Дети, чувствующие,
что воспитатели к ним справедливы,
гораздо реже думают или пытаются совершить самоубийство.
2 уровень – первичная профилактика
Цель -
выделение групп суицидального риска; сопровождение детей и подростков с целью
предупреждения самоубийств. Повышение осведомленности о признаках возможного
суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации
Мероприятия:
1.
Диагностика суицидального поведения
2.
Индивидуальные и групповые занятия по обучению
проблем-разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и
оказания, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной
личности, эмпатии.
3.
Классные часы, круглые столы, стендовая информация
С детьми о
суициде вести беседы необходимо с позиции их помощи товарищу, который оказался
в трудной жизненной ситуации. Известно, что подростки в трудной ситуации чаще
всего обращаются за помощью и советом к своим друзьям, чем к взрослым. Именно
поэтому подростки должны быть осведомлены о том, что суицид это уход, уход от
решения проблемы, от наказания и позора, унижения и отчаяния, разочарования и
утраты, отвергнутости и потери самоуважения... словом, от всего того, что
составляет многообразие жизни, пусть и не в самых радужных ее проявлениях.
Прежде чем оказать помощь другу, который собирается совершить суицид, важно
располагать основной информацией о суициде и о суицидентах. Особенно важно быть
в курсе дезинформации о суициде, которая
распространяется гораздо быстрее, чем информация достоверная. Дети должны
получить достоверную информацию о суициде, которую необходимо знать для
оказания эффективной помощи оказавшемуся в беде другу или знакомому.
4.
Разработка плана действий в случае самоубийства, в
котором должны быть процедуры действия при выявлении ребенка группы риска,
действия при угрозе самоубийства и после самоубийства
3 уровень – вторичная профилактика
Цель - Предотвращение самоубийства
Мероприятия:
1.
Оценка риска самоубийства
Оценка риска
самоубийства происходит по схеме:
крайняя (ребенок имеет средство
совершения самоубийства, выработан четкий план), серьезная (есть план, но нет
орудия осуществления)
умеренная (вербализация
намерения, но нет плана и орудий).
Задачи на
данном этапе:
взять на себя
роль того, кто мог бы отговорить самоубийцу от последнего шага или выступить в
роли консультанта того, кто решился вступить в контакт с ребенком, который
грозится покончить жизнь самоубийством, отговорить самоубийцу от последнего
шага.
2.
Оповещение соответствующего учреждения психического
здоровья (психиатрическая клиника?), запрос помощи.
3.
Разбор случая с коллективом, который был включен в
работу, так чтобы он мог выразить свои чувства, переживания, внести предложения
относительно стратегий и плана работы.
Собрать
близких друзей и дать возможность работы со специалистом в области психического
здоровья.
Друзьям и детям
должно быть разрешено посещение похорон. Но они не должны нести гроб.
Будьте готовы
сказать «нет» на все просьбы о проведении вечера памяти в честь погибшего
учащегося. Это может увеличить возможность эпидемии самоубийств.
4 уровень – третичная профилактика
Цель - Снижение последствий и уменьшение
вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация
суицидентов.
Мероприятия
1.Оповещение, возможность
проконсультироваться с психологом, внимание к эмоциональному климату в коллективе
и его изменению.
Задачи на
данном этапе:
Оказание
экстренной первой помощи, снятие стрессового состояния у очевидцев происшествия
(дети, подростки, персонал).
|