Ребенок, готовящийся переступить порог школы, должен соответствовать
определенному физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию. В практике чаще всего обнаруживаются проблемы
психического и интеллектуального развития детей 6-7 лет:
- Недостаточное речевое развитие детей, в том числе речевой
памяти.
- Неполные зрительные и зрительно пространственные
представления.
- Задержка развития мелкой моторики рук.
- Недостаточно развитие внимание.
- Недостаточно развития произвольность.
- Нарушение формирования учебной мотивации.
- Проблемы эмоционально - личностного развития (страхи,
агрессия).
- Проблемы поведения.
- Высокая утомляемость.
Первым четырем группам детей целесообразно сотрудничество с
логопедом, преподавателем дефектологом. Остальные проблемы решаются
преимущественно психологическими методами, иногда совместно с логопедом,
дефектологом или психоневрологом.
Известно у большинства детей 6-7 лет есть проблемы с
вниманием. Внимание связанно с работоспособностью. Некоторые дети утомляются
крайне быстро. Чаще это же, чьи мамы имели осложнения беременности в родах,
однако встречаются и другие причины. Утомления чаще всего бывает двух видов.
Однако проявляется классически: уставший ребенок начинает зевать, становиться
сонным, работу выполняет формально. Нужно дать ему отдохнуть или переключить на
более привлекательную и интересную деятельность. Другой вид утомления может
обнаружить: чем больше ребенок устал, тем более подвижен он становится. Это
проявляется так же в отвлекаемости, дети начинают реагировать на все случайные
раздражители, выполняемая работа также приобретает черты формальности. Таких
детей невозможно, да и не вредно заставлять сидеть тихо: набегавшийся, активный
ребенок постепенно может вернуться к учению. Наконец время от времени
встречаются дети, которые испытывают перенасыщение, скуку, они уходят в мир
своих игр и фантазий, все меньше реагируя на требования учителя. При утомлении
у детей ухудшается:
- переключение (уставший ребенок не способен следить за мыслью
воспитателя)
- концентрация внимания (уставший пропускает мимо ушей
сказанное учителем, делает все больше ошибок)
- распределение внимания (ребенок испытывает затруднения при
совмещении двух видов работ)
Необходимым условием для школы - это социальная зрелость, то
есть потребность в общении со сверстниками и взрослыми умение подчиняться
определенному режиму, владеть понятием школьной ситуации. Педагоги создают
условия для общениях в игре на занятиях и индивидуальных занятиях.
Одним из условий школьного обучения является определенный
уровень умственной зрелости ребенка. Это прежде всего способность к
целенаправленной психической деятельности, при которой достижении цели требует
от ребенка усилий воли, внимания, эмоционального напряжения. Ребенок к школе должен уметь делать простые обобщения, т.е.
находить сходство с предметами и объединять их по выявленным признакам в группы
(овощи, фрукты в основном дети знают продолжить мебель, посуда, игрушки и
т.д.), а так же распознавать различия и сходство предметов в окружающем мире
(деревья, кусты, транспорт).
Необходимо обратить внимание на сенсорное развитие детей: в
основном дети знают 6 основных цветов (называют розовый, оранжевый, голубой), нужно продолжить учить сравнивать геометрические фигуры с целью обнаружения сходств и
различий, развивать умения обобщать.
Очень важно, чтобы ребенок к школе понимал разговорную речь
и сам владел ею в соответствии с нормами родного языка, связность и
последовательность высказываний, выразительность: воспитание фонетического
слуха и способности к слуховому анализу устной речи. Что сделать?
- Проводим упражнения тонкой моторики рук, желательно
придерживаться следующих психолого-педагогических условий:
соблюдать признаки постепенности и умеренности нагрузки,
опираться на игру, чередовать нагрузки с рекламационными упражнениями; упражнение должно доставлять ребенку удовольствие, не
превышать 10-15 минут; оценивать усилия, а не соответствие общему стандарту,
хвалить даже за небольшие успехи; не заставлять переписывать (будет
получаться все хуже и хуже) 2. Постановка руки. Многие дети имеющие трудности с письмом
неправильно держат карандаш. 3. Штриховка. Упражнения выполняются по принципу возрастающей
трудности. Педагог должен показать детям образец штриховки. 4. Раскраска. Ребенок раскрашивает рисунок карандашами. 5. Завязывание и развязывание узелков и бантиков, заплетение и
расплетение. 6. Вырезание ножницами по контуру. 7. Изготовление мелких поделок из бумаги. 8.Работа с мелким контуром, мозаикой.
Проведение пальчиковой гимнастики обязательно до и после
выполнения упражнений по штриховки и письму.
Количество повторений каждого упражнения можно уменьшить или
увеличить в зависимости от желания ребенка.
|